АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ

Об утверждении Антикоррупционного стандарта поведения государственных служащих государственного учреждения
«Аппарат Акима Хромтауского района»
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Антикоррупционный стандарт поведения государственных служащих государственного учреждения «Аппарат Акима Хромтауского района» (далее - стандарт).
2. Структурному подразделению служба управления персоналом (кадровая служба) аппарата Акима Хромтауского района обеспечить ознакомление и разъяснение стандарта государственным служащим аппарата Акима Хромтауского района.
Руководитель аппарата Н. Хасанов
Приложение к приказу
руководителя аппарата
акима Хромтауского района
от «01» августа 2018 года № 129
Антикоррупционный стандарт
поведения государственных служащих государственного учреждения «Аппарат Акима Хромтауского района»
1. Общие положения
1. Антикоррупционный стандарт поведения государственных служащих государственного учреждения «Аппарат Акима Хромтауского района» (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции» и представляет собой систему рекомендаций, направленную на предупреждение коррупции в сфере общественных отношений, возникающих при осуществлении информационно-аналитического, организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности местного исполнительного органа и акима района.
2. Стандарт предназначен для формирования устойчивого антикоррупционного поведения государственных служащих государственного учреждения «Аппарат Акима Хромтауского района», своевременного выявления коррупционных проявлений и предотвращения их негативных последствий, достижения атмосферы нетерпимости к любым проявлениям коррупции в государственных органах путем создания системы ценностных и моральных антикоррупционных ориентиров для административных государственных служащих (далее - государственные служащие).
3. Принципами Стандарта являются:
1) законность;
2) этичность;
3) соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц и их защита от коррупционных проявлений;
4) недопущение конфликта интересов.
4. В этих целях государственным служащим ГУ «Аппарат Акима Хромтауского района» в своей ежедневной деятельности предписывается:
1) быть приверженным политике Президента Республики Казахстан и последовательно проводить ее в жизнь;
2) руководствоваться принципом законности, требованиями Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, строго соблюдать антикоррупционное законодательство;
3) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
4) работать на благо общества и государства, своими действиями укреплять авторитет государственной власти, не допускать совершения действий, способных дискредитировать государственную службу;
5) докладывать непосредственному или прямому руководителю о возникновении конфликта интересов, личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, о склонении к коррупционному поведению и получению подарков;
6) не руководствоваться личными и корыстными интересами при исполнении служебных обязанностей;
7) воздерживаться от обращения к коллегам и руководителям с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок взаимоотношений, которые могут оказать влияние на принятие ими беспристрастного служебного решения;
8) не склонять и не поощрять других лиц, на совершение коррупционных правонарушений;
9) не дарить коллегам, руководителям и иным должностным лицам подарки;
10) не принимать подарки в связи с исполнением служебных полномочий;
11) не использовать служебную и иную информацию, не подлежащую распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;
12) отказаться от назначения на должность, если она связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью лиц, состоящих в близких родственных отношениях (родители, супруги, братья, сестры, дети); 13) проявлять активность в противодействии коррупции, в раскрытии коррупционных правонарушений;
14) незамедлительно докладывать руководству об известных фактах коррупции, а также о склонении к получению какой-либо выгоды за ускоренное рассмотрение материалов либо волокиты;
15) незамедлительно в письменной форме сообщать непосредственному руководителю о сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения;
16) обратиться к вышестоящему руководству, если непосредственный руководитель сам вовлечен в конфликт интересов;
17) поддерживать и требовать от коллег соблюдения высокой правовой и антикоррупционной культуры;
18) на постоянной основе принимать меры по устранению причин и условии возможного возникновения конфликта интересов, коррупционных правонарушений и их последствий;
19) воздерживаться от оказания содействия кому-либо в осуществлении предпринимательской и иной деятельности, связанной с извлечением доходов;
20) воздерживаться от представления или лоббирования интересов третьих лиц, а равно совершения действий от их имени;
21) не осуществлять неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций и субъектов предпринимательства.
5. Руководителям всех уровней в отношениях с подчиненными рекомендуется:
1) не допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам родства, землячества и личной преданности, обеспечивать соблюдение принципов меритократии;
2) точно определять задачи и объем служебных полномочий подчиненных служащих;
3) не допускать неравномерного распределения трудовой нагрузки между служащими, находящимися в подчинении;
4) проявлять справедливость и объективность при оценке результатов их деятельности, а также применении мер поощрения и взысканий;
5) не отдавать явно невыполнимых распоряжений или выходящих за рамки их служебных обязанностей, а также противоречащих законодательству;
6) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность подчиненных при решении вопросов неслужебного характера;
7) не принуждать подчиненных сотрудников к совершению коррупционных правонарушений;
8) не допускать и пресекать факты нарушения норм антикоррупционного законодательства со стороны подчиненных и других служащих;
9) своевременно принимать исчерпывающие меры по урегулированию конфликта интересов, возникшего у подчиненного государственного служащего в ходе выполнения им своих служебных обязанностей;
10) принять исчерпывающие меры по предупреждению коррупции;
11) устранять причины и условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений подчиненными;
12) воздерживаться от участия в азартных играх с подчиненными;
13) не допускать привлечения подчиненных для выполнения неслужебных или личных заданий.
6. При оказании государственных услуг и соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц и их защита от коррупционных проявлений государственным служащим необходимо:
1) на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг;
2) не допускать факты волокиты при рассмотрении заявлений на получение государственных услуг, выдавать их в установленные сроки;
3) не вступать в неслужебные отношения с заявителями на получение государственных услуг;
4) докладывать руководству о попытках склонить к совершению правонарушения и преступления;
5) своевременно вносить в автоматизированные информационные системы (при их наличии) сведений о принятых к рассмотрению заявлениях об оказании государственных услуг, а также о статусе их рассмотрения;
6) обращение, поступившее субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого не входит разрешение поставленных в обращении вопросов, в срок не позднее трех рабочих дней со дня его поступления субъекту или должностному лицу направляется соответствующим субъектам с сообщением об этом заявителю;
7) обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу;
8) срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем субъекта или его заместителем;
9) если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней со дня принятия решения;
10) ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения;
11) пресекать преследования физических лиц, в том числе выступающих в интересах юридического лица, членов их семей в связи с подачей обращения субъектам и должностным лицам с критикой их деятельности либо в целях защиты прав, свобод и законных интересов;
12) не разглашать сведения о личной жизни физических лиц, в том числе выступающих в интересах юридического лица, без их согласия или сведения, составляющие государственные секреты либо иную охраняемую законом тайну, не допускать установления данных о личности физического лица, не относящихся к обращению;
13) анализировать и обобщать обращения физических и юридических лиц, содержащиеся в них критические замечания, изучать общественное мнение в целях совершенствования работы и устранения причин, порождающих жалобы физических и юридических лиц.
7. При организации проверок юридических и физических лиц, входящих в компетенцию ГУ «Аппарат Акима Хромтауского района», государственным служащим рекомендуется:
1) не допускать инициирование проверок в личных интересах и интересах третьих лиц;
2) исключить проверочные мероприятия за счет проверяемых субъектов;
3) не предъявлять к проверяемым субъектам незаконные требования, обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки;
4) предоставлять проверяемому субъекту необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки при ее проведении;
5) ознакомить проверяемого субъекта с актом о результатах проведенной проверки в день ее окончания, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 140 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан;
6) не оказывать протекцию субъектам предпринимательской деятельности в личных и корыстных интересах;
7) при осуществлении проверок не истребовать у проверяемых субъектов предпринимательства документы, не относящиеся к предмету проверки.
8. При организации кадровой работы по подбору и расстановке государственных служащих, руководителям рекомендуется:
1) руководствоваться принципом меритократии;
2) соблюдать и контролировать установленные сроки рассмотрения материалов на назначения;
3) при приеме на государственную службу разъяснять основные обязанности, запреты и ограничение, налагаемые на государственного служащего.
9. В основе поведения государственного служащего лежит фактор непосредственных действий по исполнению должностных обязанностей:
1) реализация прав и обязанностей;
2) несение ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с задачами и функциями аппарата Акима Хромтауского района Актюбинской области;
3) принятие управленческих и иных решений по вопросам, закрепленным в должностных обязанностях;
4) участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
10. Представление достоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг и несовершеннолетних детей:
1) непредставление гражданином при поступлении на государственную службу указанных сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную службу.
11. Руководитель аппарата несет персональную ответственность за состояние антикоррупционной работы среди подчиненных ему государственных служащих и недопущение ими совершения коррупционных правонарушений.
12. Дисциплинарная или материальная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение антикоррупционного стандарта устанавливается в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.